Сила Трансформатора

Сегодня в Амстердаме российский машиностроительный холдинг «Силовые машины» и японская корпорация Toshiba создали совместное предприятие (СП) по выпуску в России современных высокотехнологичных высоковольтных трансформаторов — «Ижорские трансформаторы». В России сформирована собственная база для производства качественных электрических трансформаторов Фото: picvario.com Доля компании Алексея Мордашева в СП составит 50,01%, доля Toshiba — 49,99%.Общий объем инвестиций в строительство завода высоковольтного оборудования, который уже начал строиться в промышленной зоне «Металлострой» (Колпинский район Санкт-Петербурга), составит около 5 млрд рублей. Ввод в эксплуатацию предприятия запланирован до конца 2013 года. В номенклатурную линейку войдут силовые трансформаторы классом напряжения от 110 до 750 кВ мощностью от 25 до 630 МВА, в том числе в трехфазном исполнении и массой одного изделия до 400 тонн включительно. Они будут делаться в России по лицензии корпорации Toshiba, которая сейчас передает «Силмашу» технологий изготовления и проектирования своего высоковольтного оборудования. Это событие подводит промежуточную черту под процессом создания в России новых современных трансформаторных производств, который начался после ликвидации федерального энергохолдинга РАО «ЕЭС России» (это произошло летом 2008 года). В области транспортировки электроэнергии (сетей) правопреемниками РАО стали Федеральная сетевая компания (ФСК, сети 220–750 кВ) и межрегиональные распределительные сетевые компании, позднее объединенные в Холдинг МРСК (сети 35–110 кВ). Обе структуры, находясь еще в составе федерального энергохолдинга, столкнулись с тем, что надо строить и модернизировать подстанции и линии электропередачи, а делать это в России нечем большинство предприятий отечественной электротехнической промышленности, бывшей некогда на острие мировых технологий по передаче тока, особенно на дальние расстояния, или лежат «ниже плинтуса», или предлагают продукцию «вчерашнего дня» по завышенным ценам. В особенно критичном положении оказалась ФСК, поскольку все заводы по производству, например, комплектных распределительных устройств (КРУЭ), кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена, автотрансформаторов напряжением 500 кВ и выше после распада Советского Союза оказались за границей. Поэтому в 2009–2010 годах ФСК предприняла ряд шагов, которые побудили мировые электротехнические концерны разместить свои производства в России. В сентябре 2011 года во Владивостоке корейской компанией Huyndai Heavy Industries (HHI) начато строительство завода по выпуску КРУЭ напряжением 110–500 кВ, который сможет удовлетворить (при соответствующей цене и качестве, естественно) половину потребностей ФСК в этом виде оборудования. При этом корейцы обязуются локализовать производство комплектующих для нового предприятия на 70%, обеспечивают полный сервис выпускаемого во Владивостоке оборудования и совместно с ФСК создают научно-исследовательский центр по отработке различных инновационных технологий перед их внедрением в работу на действующих энергообъектах ЕНЭС. Ситуация с СП «Силовые машины — Toshiba» еще интереснее. О намерении организовать такое высокотехнологичное производство под Санкт-Петербургом глава ФСК Олег Бударгин говорил Владимиру Путину, когда тот был премьером, еще в начале 2010 года. И ожидалось, что технологическим партнером «Силмаша» станет германский концерн Siemens. Однако им оказалась Toshiba, которая не только передает свои технологии по изготовлению трансформаторов в России, но и согласилась уступить российской компании контрольный пакет в СП и делится с россиянами опытом сервисного обслуживания своего электротехнического оборудования. В обмен гарантии того, что трансформаторы этого СП будут применяться при осуществлении гигантской инвестпрограммы ФСК, которая до 2015 года составляет почти 1 трлн рублей. Сама же Федеральная сетевая компания за счет этого СП намерена уже в 2014 году повысить долю использования автотрансформаторов, сделанных в России, с 45% (2010 года) до 80%. Siemens же ушел в класс распределительных сетей и за последние три года построил кластер электросилового оборудования классом до 220 кВ включительно в Воронежской области. Гарантированные, долгосрочные и крупные заказы ФСК (при условии соблюдения сроков и качества) вызвали взрыв энтузиазма и среди профильных отечественных электротехнических компаний. Холдинг «Электрозавод», например, который раньше специализировался на выпуске шунтирующих реакторов 500–750–1150 кВ, в последние годы успешно освоил выпуск автотрансформаторов 330 и 500 кВ. В 2010–2011 годах по заказу ФСК им был разработан, изготовлен и испытан первый чисто российский автотрансформатор АОДЦТ-417000/750 на напряжение 750 кВ (до этого такие автотрансформаторы делали только на Украине и в дальнем зарубежье). Первые семь таких автотрансформаторов в сентябре прошлого года были смонтированы на подстанции 750 кВ «Грибово» в Подмосковье. В рамках двустороннего соглашения между ФСК и «Электрозаводом», по словам начальника департамента технологического развития и инноваций ФСК Юрия Дементьева, сейчас производит опытно-промышленная эксплуатация УШР 150 МВАр 500 кВ, выполняется ТЭО применения трансреакторов 500 кВ, разрабатывается и ставятся на производство КРУЭ, ведутся проработки по силовым элегазовым трансформаторам 220 кВ, управляемым устройствам продольной компенсации 500 кВ, газонаполненным ЛЭП. Общий объем поставляемой «Электрозаводом» на предприятия ФСК продукции составит в этом году не менее 3628 МВА, в 2013 году не менее 2511 МВА, в 2014 году не менее 4035 МВА. При этом «Электрозавод» также берет на себя обязательства осуществить монтажные и пуско-наладочные работы, провести подготовку персонала энергокомпании по вопросам сборки, монтажа, пуско-наладочных работ, эксплуатации и технического обслуживания нового оборудования. А для того, чтобы обеспечить потребность в трансформаторах распределительных компаний, «Электрозавод» в 2010 году запустил в Уфе по германской технологии трансформаторный завод, рассчитанный на выпуск оборудования напряжением до 220 кВ. Таким образом, с запуском в конце будущего года СП «Силовых машин» и японской корпорации Toshiba по производству силовых трансформаторов 110–750 кВ, ниша по производству качественных высокотехнологичных трансформаторов на территории России будет заполнена. Может быть, именно поэтому французский машиностроительный концерн Alstom, ранее тоже заявлявший о планах вместе с госкорпорацией «Ростехнологии» построить в России трансформаторный завод, в последнее время сосредоточился на проектах организации совместных производств по изготовлению турбин со структурами «Росатома» и гидроэнергетического холдинга «Русгидро».

Перейти назад к списку